Ранголи - рисунок-молитва

 

 Ранголи, или альпона (рисунок-молитва) — нанесение орнамента на внешние стены дома — особенно вокруг входной двери — и на тщательно расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. У разных народов Индии типы этих рисунков различны, причем многие уходят корнями в глубочайшую древность, в те исторические эпохи, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных при раскопках в долине Инда.

На заре, когда мужчины еще спят, женщины, зачерпнув в горсть краску (обычно порошковую) и пропуская ее узкими струйками между пальцами, неуловимыми движениями кисти руки быстро и безошибочно вырисовывают на полу и на земле тонкий и сложный орнамент. Иногда он бывает одноцветным, но чаще двух и трехцветным, и требуется огромный навык для того, чтобы вовремя зажать пальцы, перекрыв, где нужно, струйки краски.

Сейчас в городах стали продавать полые трубки с дырочками, расположенными в определенном порядке. Продавцы насыпают в них красящий порошок и катят по асфальту. Узоры получаются кружевные, но все они имеют характер полос, тогда как настоящие традиционные альпона состоят из сложнейшего переплетения линий в квадрате, круге, звезде или любом другом контуре. Подобной техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал (мандала).

Ранголи – это больше, чем просто искусство, это традиционная молитва, некое таинство и трепетный процесс создания красочных и ярких орнаментальных рисунков из цветов, риса и рисовой муки.

Искусство рисования ранголи – чрезвычайно кропотливая и трудоемкая работа. Начинать ее следует с создания основы, которую обычно делают из песка, мраморной пыли, опилок, а также из крошеного кирпича. Затем узоры аккуратно засыпаются, преимущественно, рисовой мукой и цветным мелом, и сверху украшаются зернышками, бусинками или же цветами. Важно, чтобы в рисунке ранголи не было разорванных линий, чтобы не запустить злых духов.

Тематика и узоры ранголи самые разнообразные: небесные символы - солнце, луна, звезды, природные элементы – цветы (особенно популярен лотос), деревья, птицы, звери, рыбы, изображают также человечески фигуры и геометрические элементы - круги и полукруги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

В Индии издревна существует много ритуалов, призванных принести в дом мир и гармонию. Одним из таких ритуалов, служащим для отпугивания злых духов, является рисование ранголи на полу возле главного входа в дом.

Ранголи происходит от соединения двух слов на хинди –«ранг», что
означает «цвет» и «аволи», что означает «ряд». В настоящее время ранголи – это традиционное искусство Индии. Очень популярны цветочные ранголи, без них не обходится ни один праздник.

Ранголи - один из видов сухой живописи, берущий свое начало в Индии. А в Малайзии еще в ходу название колам, пришедшее из южного штата Индии Тамилнаду, откуда родом большинство малайзийских индийцев.
Одна из легенд о происхождении ранголи рассказывает о том, что когда умер сын главного жреца, сам бог Брахма явился перед плачущими и попросил жреца нарисовать образ сына, чтобы снова вдохнуть в него жизнь. Так было нарисано первое изображение ранголи.

Основание ранголи обычно делают из песка, мраморной пыли, опилок или крошеного кирпича. Материалом для самого рисунка служит как мука, так и целые зерна разных круп. Некоторые художники выкладывают границы орнамента зернами, а "закрашивают" мукой. Некоторые выкладывают весь орнамент либо мукой, либо зернами. Крашеной рисовой и пшеничной мукой дело не ограничивается. В ход идут даже разноцветные специи: куркума, порошок чили и рава.

Часто ранголи украшают цветами и бисером, а в середину рисунка ставят подставку с лампадой или фонариком, делая композицию трехмерной.
Традиционными считаются ранголи с геометрическими узорами, где каждая линия, точка и фигура символичны.

Мотивами рисунков становятся цветы лотоса, трезубцы, павлины, морские раковины, фрукты манго и отпечатки стоп богини удачи Лакшми, изображение Ганеши...

Этими орнаментами женщины в Индии украшают пороги своих домов, храмов, магазинов, офисов. Считается, что если дом красиво украшен, его обязательно посетит Лакшми – богиня счастья, а вот тот дом, чьи хозяева поскупились на украшения, она обойдет стороной.

Само слово Rangoli имеет санскритское происхождение. Kolam — тамильское название, которое распространено во всей Южной Индии. В Раджастане это искусство назывется Madana. В штате Бихар это — Aripana, а Alpana — бенгальское название.

Ранголи — ежедневный радостный ритуал в жизни индийской семьи. Особенно старательно украшают вход в дни праздников или если ждут гостей.

Есть версия, что узором у двери жена выражает свою любовь, уважение, покорность мужу, хозяину дома. И такое толкование вероятно: ведь узор этот высыпают женщины. Но мне кажется, что это слишком узкое объяснение искусства ранголи.

В зависимости от ситуации, орнаменты бывают очень сложными и красивыми, а бывают – повседневные.

Есть легенды, объясняющие происхождение Ранголи. Тамильская легенда повествует о некоей богине, которая мечтала выйти замуж. Ей это удалось: она поразила воображение своего избранника-бога красивым орнаментом ранголи… С тех пор девушки стали рисовать ранголи, посвященные все тому же богу, чтобы он послал им хороших женихов.

В Индии можно видеть, как в праздники брахманы раскрашивают полы в храмах, служащие — в учреждениях, дети — в школах. В домах отводят специальную комнату для совершения обряда «пуджи» — благодарственной молитвы. У каждой пуджи свой узор ранголи на полу.

Чаще всего ранголи делают на праздник Дивали (Дипавали), в день, когда по всей стране зажигаются миллионы свечей и лампад в память о возвращении царя Рамы с острова Шри-Ланка после победы, одержанной над демоном Раваной. Поэтому горящий светильник – также немаловажный элемент узора.

Если ранголи создается перед входом в храм, для него используются только те вещества, которые считаются «чистыми»: рис, куркума, гулал (разновидность смолы). Порошок берут руками и, растирая между большим и указательным пальцами, аккуратно тонким слоем наносят между линиями. Можно заполнить рисунок и подкрашенными зернами риса, а потом – украсить лепестками цветов.

В современной Индии техникой ранголи создаются целые живописные полотна, проводятся всеиндийские конкурсы ранголи. Порой сложно представить, что такие рисунки выполнены сухим порошком.

К сожалению, обычно рисунки ранголи долго не живут. Через пару дней рисунок сдувает ветром или его просто сметают. В чем же секрет популярности этой техники? Индийцы говорят, что для них важен не столько сам узор, сколько процесс его создания.

Существует и так называемая «влажная» техника нанесения ранголи, когда порошок (обычно белый и красный) разбавляется водой, и полученная смесь втирается в глиняный или земляной пол. Такие рисунки более долговечны, но для их выполнения требуется большое мастерство.

Мастера ранголи не устают экспериментировать. Недавно был предложен еще один легкий способ создания красивого и тонкого узора. На поверхность наносится равномерный слой древесных опилок, сверху кладут трафарет с вырезанным узором, а потом через сито высыпают муку. Такие ранголи получаются особенно аккуратными.

Ранголи называют «рисунком-молитвой»: создавая его, человек обращается к богу со своими просьбами и благодарностью. Именно поэтому, даже сейчас, когда для искусства нет запретных тем, среди рисунков ранголи мы не найдем неприятных сцен или насилия: разве могут они обрадовать капризную богиню удачи или заглянувших в дом гостей?

 

Материал взят с сайтов shedevrs.ru и soft-vl.ru