Гималаи. Бадринатх - обитель Вишну (видео)

  • Печать

Бадринатх – самый важный из чота Чар Дхам - четырех святынь Гималаев, где в Сатья Югу проявился сам Бог Вишну, который и по сей день остается здесь в виде божества Бадривишала, сидящего в позе лотоса на алтаре в храме. Также это место известно как одно из четырех самых святых мест в Индии – Мокша Дхам (мест, дарующих освобождение) и является одним из 108 Дивья-дешам, вайшнавских мест паломничества. Мурти Бадринараяны входит в число восьми сваям-вьякта-кшетр (самопроявленных мурти Вишну). Поселок Бадринатх расположен на левом берегу Алакананды на высоте 3133 метра между высокими горами Нарой-парват и Нараяной-парват. Легенда гласит, что в век Сатья в местечке, называемом Бадриван (саду деревьев Бадри), медитировал и совершал аскезы Господь Вишну, а его супруга Богиня Лакшми превратилась в дерево Бадри, чтобы защитить своими ветвями мужа от палящего солнца. С тех пор это место получило название Бадрикашрам (уединенная обитель Бадри). Эта недоступная для простых смертных область, расположена выше поселка в районе горы Нилакантха. 700 лет назад великий святой-вайшнав Мадхваачарья смог посетить эту загадочную землю, и удостоился даршана Вьясадевы, который помог ему составить комментарии на Бхагават Гиту, также он встретился там с Нарой и Нараяной Риши, которые дали ему указание написать комментарии к Шримад Бхагаватам. В районе Бадринатха находится множество святых мест (тиртх), которые непременно посещаются паломниками и связаны с легендарными событиями, произошедшими здесь в самом начале Кали-юги (5000 лет назад). Прежде всего - это Вьяса гуфа – пещера, где риши Вьяса составил Веды; Ганеш гуфа – пещера Ганеши, в этом месте слоноголовый бог записал все веды под диктовку Вьясадевы; Мучукунда гуфа – место, где отдыхал царь Мучукунда после великих битв с Асурами; Бхима пул - мост Бхимасены; Кешав праяг - место слияния рек Алакананды и Сарасватии; 145 метровый водопад Васудхара; Манасодбхеда тиртха – место, способствующее состоянию читта вритти ниродха - остановки ума; Сваргарохана (лестница в небеса); Мата Мурти – храм, посвященный матери Нары и Нараяны; Шешанетра (Глаз Шеши); Чаранападука – место, где оставил отпечаток стопы Господь Вишну; Брахмакапала (Череп Брахмы) - место проведения церемоний шрадхи и подношения пинды предкам; Панчашила - пять священных камней, источники пяти сиддх (мистических совершенств): Нрсимха, Нарада, Вараха, Маркандея, и Гаруда шила; Тапта кунда (Агни тиртха) и Нарада кунда - термальные источники, обладающие помимо духовной силы еще и целебными свойствами. И еще множество других более отдаленных знаковых мест, расположенных в радиусе 30 и более километров, венцом которых является Панч Бадри – Пять Храмов Бадри (Ади Бадри, Вриддха Бадри, Бхавишья Бадри, Йогадхьяна Бадри во главе с Шри Нараяна Бадри). На протяжении многих веков великие риши, мудрецы и боги посещали эти места. Легендарный Ведавьяса, Прахлада, Нарада, Арджуна, Карна и Вишала, а также Махариши Атри жили здесь и предавались тапасье и медитации, здесь странствовали божественные супруги Рама и Сита, а Господь Кришна давал свои наставления Пандавам. Их тонкими вибрациями пронизано все вокруг. Это родина четырех Вед, Упанишад, Пуран и Итихас, и трудно представить себе место на земле, где было бы столько духовных сокровищ. «Жизнь прожита зря, если не посетил ты Бадри!» - утверждают священные писания. В «Сканда-пуране» говорится, что «Существует много священных мест на небесах, на земле и в аду, но, ни одно из них не может сравниться с Бадринатхом».

 

Дева Праяг 830 м. - место образования Ганги из слияния двух священных рек Бхагиратхи и Алакананды - важный центр паломничества и второй сангам по значимости в Индии. Свое название праяг получил от имени мудреца Девашармы, длительное время совершавшего здесь аскезы. В этом месте в Трета Югу Господь Рамачандра со своим братом Лакшманом совершили ягью, чтобы победить демона Равану. Здесь же Рама омылся в водах Праяга, чтобы очиститься от "греха" убийства брахмана Раваны. По прошествии времени был основан Храм, посвященный Господу Рагхунатхе (Раме). Храму насчитывается более 10000 лет.

 

По пути попадаются придорожные дхабы, в которых можно перекусить простой пищи. Ну, или чипсов с популярным манговым напитком «Maaza» ))

 

  Ущелье и серпантин перед въездом в Бадринатх.

 

  Кунда с термальными водами. 

Тапта кунд – священный горячий источник, обладающий целебными свойствами, находится чуть ниже храма Бадринараян. Традиционно перед посещением храма, паломники омываются в этой огненной кунде. Вода столь горяча (55*С), что войти в нее комфортно можно только ранним утром, около 4-5 часов утра. Хорошего эффекта можно достичь, если после отпаривания в горячем источнике, спуститься несколько метров к бурной Алакананде и окунуться в ее воды, держась за страховочную цепь. Тысячи игл вонзаются в распаренное тело, чакры начинают интенсивно вращаться - тело переполняет прана. После этого нужно опять погреться в кунде и затем снова в Алакананду, повторив процедуру 2-3 раза вполне можно надеяться на просветление :), и чтобы закрепить очищающий эффект, далее необходимо проследовать в храм на даршан.

6s Ребятам из нашей группы служители дали музыкальные инструменты, чтобы попеть мантры и киртан. Местные музыканты с энтузиазмом подыгрывали нам на таблах и хлопали в ладоши ).

 

Click to download in FLV format (42.09MB)

На видео брахман-вайшнав из Южной Индии по имени Васудева, танцует под звуки киртана ). 

Click to download in FLV format (21.56MB)

Пение мантр плавно перешло в пуджу Тапта кунде, проведенную местным брахманом

Шри Бадринатх мандир - был основан согласно Сканда пуране около пяти тысяч лет назад в конце Двапара Юги - начале Кали Юги. С наступлением века Кали (века деградации моральных устоев и дхармы), Господь Вишну в облике Нары и Нараяны покинул Бадринатх, оставив вместо себя свое Мурти, проявив его из черного камня шалаграмма. Сам Брахма установил Божество и стандарты поклонения, сказав, что в летние месяцы Ему будут поклоняться люди, а в зимние – Боги и этому правилу следуют, и по сей день. Когда в начале зимы жрецы закрывают храм, то оставляют в алтаре масляный фитиль после последней пуджи. Вернувшись же весной через шесть месяцев, они видят его все еще горящим, а также множество других признаков (свежие цветы, сандаловая паста и т.п.), указывающих на то, что поклонение продолжалось Богами, во главе с Нарадой муни. Сам Вишвакарма (зодчий полубогов) помогал в строительстве храма. Четырехликий образ Нараяны прекрасен в позе медитирующего аскета (падмасане), украшенный короной из бриллиантов и золотым зонтиком, символизирующим дерево Бадри. Он сидит в окружении божественной свиты Шри Бадри Паньчаяты - Нары и Нараяны, Деварши Нарады, Лакшми, Ганги, Шридеви и Бхудеви, Куберы и Ганеша, Гаруды и Уддхавы. За алтарем находится древний Шивалингам, оставшийся с тех времен, когда здесь медитировал Шива еще до прихода Вишну (об этом рассказывается в Сканда Пуране). В какой-то момент истории поклонение в храме было остановлено. Что именно послужило причиной этого, никто точно не знает, возможно, это произошло из-за схода снежной лавины, разрушившей храм, или буддисты, одно время поклонявшиеся Ему как Будде, спрятали Божество в эпоху возрождения индуизма. Так или иначе, Мурти Господа Нраяны исчезло, поклонение прервалось, и никто не знал, где оно находится. В восьмом веке в Бадрикашрам пришел великий святой Ади Шанкара – философ и реформатор, благодаря которому началась эпоха возрождения дхармы по всей Индии. Он нашел Мурти Бадри Вишалы в Нарада Кунде и восстановил поклонение Вишну, с тех пор божеству поклоняются брахманы из рода намбудари родом из Кералы. На фотографии изображены Симха Двара – ворота на территорию маленького храмового комплекса, в центре которого и находится Храм высотой 15 метров, построенный в стиле древней традиции мугхал. Внутри Храма три помещения: гарбхагриха (тайные покои) - непосредственно алтарь, в котором и находится Божество, даршан-мандапа (зал благословения) – здесь проводят заказные пуджи и служения и сабха-мандапа (общая зала), откуда лицезреть Господа могут все паломники, пришедшие на даршан. По периметру Храма располагаются ниши для медитации, там находятся фигуры Шанкарачарии в окружении четырех главных учеников и других святых, на стенах висят фотографии йогов, достигших совершенства в своих практиках. За символическое пожертвование можно взять флакон чаринамриты – жидкости, которой омывали Божество во время каждодневной утренней абхишеки. Атмосфера, пропитанная святостью места и свежесть раннего утра после даршана в Храме, как нельзя более располагает к медитации, возникает ощущение всей вселенной, как она дышит мириадами звезд на небосклоне, а млечный путь вибрирует звуками вечного «Ом», пронизывающего все творение. Вселенское величие и мистицизм места спонтанно пробуждает в вас божественное, и духовное пробуждение становится просто неизбежным. Такова сила этого места – таково его предназначение.

 

  Наша группа паломников после даршана Шри Бадривишалы.

  Пик Нилакантха 6597 м., названный в честь Шивы, является самым мистическим в округе. Говорят, там медитирует (еще со времен Иисуса Христа) знаменитый Махааватар бабаджи. Эта вершина до сих пор является непокоренной. Многие альпинисты пытались достичь вершины, но никому это не удалось, а из последней попытки восхождения, вся группа из Европы погибла, и вниз спустился только один человек, да и тот не смог рассказать что произошло, т. к. сошел с ума - Гималаи умеют хранить свои тайны.

 

  Бирюзовый цвет реки Алакананды радует глаз, это один из основных притоков Ганги.

  Горы покрыты душистыми цветами, наполняющими долину гипнотическими ароматами и редкими лекарственными травами, о свойствах которых хорошо известно местным жителям и йогам, практикующим в этих местах.

  Долина окружена со всех сторон высокими горами более шести тысяч метров высотой.

14s Пещера Вьяса гуфа – именно здесь величайший из мудрецов Вьясадева составил все Веды и Махабхарату – эпохальное произведение, насчитывающее 100000 шлок. Медитируя и постясь в этом месте долгие годы, он получил откровение в виде систематизированного знания, которое необходимо было записать. До начала Кали Юги записывать веды считалось грехом, и брахманы знали все шлоки наизусть, и знание передавалось в те времена из уст в уста. Но, с наступлением железного века, люди морально деградировали и стали не способны запоминать такие объемы информации. В общем, Вьясадева нуждался в необычном писаре, который запишет огромное количество шлок в короткое время. Им мог стать только Ганеша - покровитель учености и любых благих начинаний. Ганеша поставил условие Вьясадеве, сказав, что тот должен передавать тексты без остановки, и если он остановится, то Ганеша исчезнет. Но, Вьясадеве необходимо было прерываться на еду, сон и гаятри, и когда ему надо было это делать, то он диктовал запутанные шлоки, и пока Ганеша расшифровывал их смысл, Вьясадева мог заниматься своими нуждами. И сейчас в Махабхарате есть эти непонятные шлоки, называемые вьяса-куты или загадки Вьясы. В полукилометре от пещеры Вьясы находится пещера Ганеши, где он и записал Веды, используя свой клык как перо, и ставший известен, с тех пор, как Экаданта – одноклыкий.

Внутри пещеры можно увидеть мурти Вьясадевы. Самое большое мурти было установлено в 1996 году, а то, что поменьше из черного камня - самое древнее, насчитывает несколько тысяч лет. 

 

Click to download in FLV format (13.69MB)

Вместе со служителем пещеры Вьясы мы декламируем знаменитый стих из Шримад Бхагаватам:

нарайанам намаскритйа

нарам чаива нароттамам

девим сарасватим вйасам

тато джайам удирайет

Перевод: Перед чтением "Шримад-Бхагаватам", который является единственным путем к победе, следует выразить свое почтение Личности Бога, Нарайане, Нара-нарайане Риши - лучшему из людей, матери Сарасвати - богине знаний и Шриле Вйасадеве - автору. (Ш.Б.1.2.4)

  Перед мостом Бхима пул можно увидеть садху, благословляющего паломников.

Бхима пул – мост Бхимы. Во время великого исхода Пандавов в этих местах, когда братья пошли в свой последний путь в поисках Сваргароханы (пути в небеса, или на планеты системы Сварга – локи), в этом месте путь им преградила бушующая Сарасвати. И Бхима, наделенный нечеловеческой силой, обломил часть скалы, перекрыв ущелье. Таким образом, возник мост, который с тех пор называют мостом Бхимы.

 

  Река Сарасвати.

  Кешав праяг - место слияния Сарасвати и Алакананды, один из главных святых праягов в Индии. Омовение здесь дарует многочисленные благословления.

  На пути к святому месту, называемому Чаранападука (след стопы Вишну), нам встречается вот такой красивый водопад.

Click to download in FLV format (16.76MB)

Вид на поселок Бадринатх с тропы, ведущей к стопе Вишну

На полпути к стопе Вишну находится окрашенная в шафрановый цвет Хануман-гуфа («Пещера Ханумана»).

На подходе, метрах в 50-ти от Чаранападуки, встречается самодельный алтарь из камней, символизирующий след Вишну, сооруженный местными садху, живущими неподалеку.

  Место стопы Вишну отмечено флагом. 

  След стопы Вишну (Чаранападука). Размером около метра, след покрыт краской цвета охры. Как рассказывают Веды, Бог Вишну спускался с Вайкунтхи (своей небесной планеты), и наступил на огромный валун, на котором с тех пор остался отпечаток Его стопы. 

 

Жилище садху в этих местах.

Свами Дхарамрадж Бхарати Муни Бабаджи или, как его еще коротко называют, Муни баба. Этот молодой, и уже весьма продвинутый, крия-йог родился в богатой семье в Дели. В возрасте трех лет к нему во сне начал приходить знаменитый бессмертный Махааватар бабаджи, приглашая его покинуть этот мир иллюзий. Вдохновленный внутренним божественным зовом, мальчик в возрасте пяти лет покинул уютный дом своих родителей в Дели и пришел в Бадринатх, где стал медитировать, проживая здесь круглый год и получая непосредственное руководство Бабаджи. Когда он немного подрос, то отправился в безлюдные дикие места Гималаев к озеру Сатопатх тал, там на высоте 4600 метров, в окружении заснеженных семитысячников, в 22 километрах от Бадринатха, без пищи и тепла, он провел полных три года в медитациях и аскезах. В тех местах температура зимой достигает до -37 градусов ночью. С тех пор, вернувшись в Бадринатх, и до 2010 года, Муни баба соблюдал мауна-врату - обет молчания. Когда я был у него в 2008 году, во время общения с ним я задавал ему вопросы, а он писал ответы на бумаге, в конце общения он пригласил меня остаться на зиму у него ашраме (дело было осенью) практиковать крия йогу. Меня очень впечатлило общение с ним и в целом его даршан. В алтарной комнате в его ашраме непередаваемая атмосфера шанти. Его ашрам называется Шакти Питх Нараян кутир, находится он левее храма Бадринатха и отмечен многочисленными красными флагами. Баба принимает западных учеников (я познакомился там с его учениками из Италии) и может пригласить остаться для медитации на несколько дней.

  Садху-пилигрим на Гималайских дорогах.