Гималаи. Ганготри
Ганга берет свое начало высоко в Гималаях, ее изначальные притоки известны как Бхагиратхи Ганга, Алакананда Ганга и Мандакини Ганга. Эти притоки берут свое начало в 3-х из 4-х знаменитых святынь Гималаев - Ганготри, Бадринатхе и Кедарнатхе. Все они одинаково почитаемы в индуизме, но все-таки, Бхагиратхи Ганга, что берет свое начало в леднике Ганготри, выделяется как основной приток Ганги, а поселок Ганготри, что в 19-ти километрах вниз по течению от ледника, считается местом нахождения Богини Ганга-Деви. Там находится красивый храм с мурти Ганга деви, который за сезон посещают сотни тысяч паломников со всей Индии и много туристов-треккеров со всего мира. Кроме своего духовного значения, Ганготри привлекает людей красотой природы, панорамой гор, которая особенно открывается на треккинге к леднику Гомукх.
Поселок Ганготри находится в округе Уттаркаши на высоте 3140 м. над уровнем моря
Храм Ганга Деви, построенный гурхским наместником Амаро Сингхом Тхапа в начале XVIII века. Через 200 лет храм был отреставрирован правителем Джайпура. С мая по окрябрь Мандир посещают сотни тысяч поломников. В конце апреля - начале мая, в благоприятный день Акшая тритья, очень пышно празднуется открытие храма и возвращение Божества Ганги-деви из поселка Мукхбу, где Богиня прибывала всю зиму с ноября по апрель. Храм официально закрывается в начале ноября, на Дивали, и Божество Ганга-деви покидает его. В этот зимний период поселок Ганготри и все дороги к нему засыпает снегом, все гостиницы и ашрамы закрываются и люди уходят. Остаются только садху-аскеты, живущие в пещерах и занимающиеся йога-садханой.
Мурти царя Бхагиратхи - своими аскезами и молитвами царь призвал Гангу с райских планет на землю (на самом деле это большая и интересная история явления Ганги на землю, описанная в Махабхарате и Шримад Бхагаватам). Считается, что царь Бхагиратха совершал аскезы именно в этом месте.
Центральная улица поселка, ведущая к храму Ганги-деви. Здесь можно купить все необходимое для поклонения Ганге, продукты, а также теплые вещи и сувениры.
Со стороны леса, перед храмом Ганги, можно увидеть такую диораму изображающую лилу явления Ганги на землю. Впереди с поднятыми к небесам руками стоит великий Шива и готовится принять гангу на свои волосы, слева от него стоит царь Бхагиратха, а справа Парвати – жена Махадева, внизу лежит верный бык Нанди.
Кришна Ашрам в Ганготри, примечателен красивыми божествами Радха – Кришной, что стоят в храме, а также аскетичными условиями проживания и невысокой ценой на комнаты. Святой настоятель ашрама позволяет готовить на своей кухне или сам готовит для всех проживающих паломников на его территории. Как-то в 2002 году, в мае месяце, во время большого наплыва паломников, свободных комнат в поселке просто не было, и он проводил нас неподалеку в свободную пещеру и выдал нам от нее ключи (к пещерам иногда прилаживают двери в целях сохранения тепла). Прожив там несколько дней на земляном полу, мы по достойнству оценили отречение садху, десятилетиями живущими в пещерах, которых весьма немало в округе.
Водопад Сурья Кунд – одно из самых красивейших мест в Ганготри. Ганга мощным и шумным потоком падает с камней в кунду и течет дальше по ущелью.
Сурья Кунд.
Сундарананда Свами – известный йоги-аскет, а также известный фотограф и альпинист, натуралист и эколог. Рожден в 1926 году, в 1946 г. он встречает своего гуру Тапован Свами Махараджа (1889-1957) и принимает обеты брахмачари и садху. С 1946 года он поселяется в Ганготри рядом с Сурья кундой в Тапован Кутире – хижине своего духовного учителя. Более 60-ти лет Свами практикует йогу и медитацию и является дживан-муктой. Красота и великолепие Гималаев побудила Свами взять в руки нечто необычное для садху – фотокамеру. Путешествуя по всем Гималаям, от Гхарвала до Непала и Тибета, он сделал за эти годы более 50-ти тысяч фотографий, многие из которых по настоящему уникальны. Он побывал во всевозможных труднодоступных треккингах, порой рискуя жизнью, он делал красивейшие фото Гималайских вершин, ледников, озер и альпийских лугов, запечатляя пейзажи разных времен года и кадры из культурной жизни народов, населяющих Гималайские долины. Особое место в богатой коллекции его фотографий занимают фото, где Свами запечатлил священный знак "Ом", проявленный в природе – в облаках, в изгибе реки или в простом листочке гималайского дерева. В последнее время, Свамиджи в зимний сезон покидает свою трансцендентную хижину в Ганготри и по приглашению институтов Дели и Мумбая проводит там лекции для студентов по Веданте и йоге, показывает свое слайд шоу и рассказывает о необходимости сохранения экологии уникального заповедника Ганготри. В руках Свами держит свою книгу, содержащую более 425 его лучших фотографий Гималаев с комментариями к ним и текстами, основанными на личном опыте, наблюдениях, сделанных за долгие годы жизни в Гималаях. Книга называется "HIMALAYA: Through the Lens of a Sadhu" и приобрести ее можно только у Свами в его Кутире. На весьма скромный доход от книги, а также добровольные пожертвования, Свами за своим Тапован Кутиром начал строить музей, посвященный возрождению охраны окружающее среды Гималайской флоры и фауны, а также включающий экспозицию фотографий. отображающих духовное значение святых мест и культуру садху, населяющих этот регион.
В кутире у Сундарананды Свами. На фотографиях внутри кутира, справа - Свами Тапован Махарадж, а слева он же перед Союджья Мукти - входом в вечное самадхи.
На стене размещены фотографии, где Свами Сундарананда в молодом возрасте делает йога–асаны. В нижнем левом углу - Свамиджи с премьер министром Индии Атал Бихари Ваджпаи.
Свами произносит благоприятные мантры, также он подписывает книгу с наилучшими пожеланиями и благословлениями для нового читателя.
Ущелье, по которому Ганга текет дальше в сторону равнин. Слева от ущелья небольшое плато с хвойным лесом и знаменитой пещерой братьев Пандавов, которые будучи в изгнании путешествовали по этим местам.
Наша группа вдохновленных туристов в лесу на лужайке, недалеко от пещеры Пандавов.
Классическая пещера Садху под камнем.
Вход в пещеру Пандавов.
В пещере Пандавов.