Орисса. Рассказ о нашем посещении храма Гундича на Ратха-Ятре в 2003 году (с видео)

  • Печать

   

На Радха Ятру я попал в первый раз в 2003 году. В то время я жил в Хайдарабаде, что в принципе не ближний свет, но и пропустить такой праздник я никак не мог. По приезду в Пури, меня встретил мой приятель Нрисимха и отвез в район Чакра Тиртхи, где снял по моей просьбе комнату за 30 рупий в сутки. Нрисинга – русский парень 18 лет, проживающий с родителями в Пури, вот уже седьмой год, и прекрасно говорящий на ории. До Ратха Ятры оставался один день и город уже наполнялся людьми со всей Индии. Прогуливаясь в районе Сварга Двара, я встретил давнего приятеля Рама – монаха-путешественника, постоянно проживающего в Индии, родом из Харькова. Разместившись в моей комнате, мы коротали вечер, обсуждая последние новости и события из нашей жизни и, в предвкушении фестиваля, вспоминали истории о Джаганнатхе, его явлении и эзотерическом смысле праздника колесниц.

    На следующий день на центральной площади по Гранд Роуд, напротив Джаганнатх мандира, стояли три великолепные колесницы. Все магазинчики и лавки по обеим сторонам улицы с видом на Храм, превратились в ложи со стульями, по 200 рупий за место с человека, все крыши близлежащих домов были забиты людьми, а самые лучшие места для обзора заняли ведущие телевизионные каналы страны, чтобы вести прямой репортаж с места событий. Основное событие дня – это церемония Паханди - выход из Храма Субхадры, Балабхадры и Джаганнатха, и их восхождение на колесницы. Официально праздник начинается с появления Раджи Пури, которого приносят на палантине к колесницам и он начинает церемонию Чхера Пахара – подметание колесниц. Король подметает колесницы золотой метлой, делая работу дворника, тем самым он выражает смирение перед Господом Джаганнадхой и показывает перед многотысячной толпой, что нет хорошей или плохой работы. Затем колесницы начинают двигаться по Гранд Роуд, в сторону храма Гундича. Около пяти тысяч человек тянут колесницы за канаты. В ведах говорится, что те, кто тянул колесницу Джаганнатхи, в момент смерти получают мукти – освобождение, поэтому недостатка в желающих не наблюдается. Я тоже решил попытать счастья и, не без труда, пробрался к колесницам. Канаты были натянуты как струна и, вместо того, чтобы тянуть за него, я, придавленный толпой, повис на нем и ехал так некоторое время без возможности пошевелиться. Решив все-таки потянуть за канат, я потерял оба своих тапка. Взглянув под ноги, я увидел там множество сандалий, потерянных паломниками. Обувь и кошелек – это еще не самое важное, чего можно было лишиться в эти дни, ведь кто-то лишался даже жизни!

За непродолжительное время мимо нас пронесли не менее 10-ти человек на носилках, которым стало плохо в толпе 

    Церемония шествия колесниц до храма Гундича может длиться до трех суток. Иногда, совершенно неожиданно, колесница встает как вкопанная и никакие усилия многотысячной толпы не могут сдвинуть ее с места, и, через некоторое время, она вновь начинает двигаться. Это происходит по желанию Джаганнатхи – это Его лила. Так было и в этот раз, вечером третьих суток колесницы выстроились перед главным входом в Гундича мандир. Теперь, перед тем как божества проследуют на территорию храма, у всех людей, кроме западных иностранцев, есть возможность подняться на колесницы, чтобы получить даршан Джаганнатхи, Баладева и их сестры Субхадры. Ну, и мы с Рамом, будучи ревностными последователями индуизма, решили попытать счастья ). Накрыв головы чадаром, мы смешались с толпой, и стали подниматься на колесницу. И вот уже виден блаженный лик Джаганнатхи, его огромные глаза, заглядывающие прямо в душу ). Толпа напирает сзади и выносит меня прямо на божество (!), видны изумленные глаза брахмана, но поделать ничего уже нельзя, и он начинает отчаянно, наотмашь, бить меня палкой! Видя, как люди вокруг тянут руки и стараются коснуться Джаганнатхи, мы тоже касаемся его руки и, инерцией движения, уходим по направлению вниз с колесницы, освобождая место для даршана новым людям. К слову сказать, удары палкой были чувствительны, но не более того. Это скорее было символично, чем имело цель покалечить меня. Тем более, когда толпа сильно напирала, палкой доставалось всем, кто оказывался рядом с божеством. Вдохновившись общением с Джаганнатхой, мы пошли брать приступом колесницу Субхадры, но там было не все так просто. Людей было в разы меньше и нас, бледнолицых, быстро вычислив, просто не пускали на колесницу, но мы все-таки исхитрились и поднялись на нее. Но, к Субхадре нас категорически не подпускали. Решив сделать ритуальный обход вокруг божества, мы обратили внимание, что с обратной стороны ратна синхасаны (трон, на котором восседает Субхадра) никого нет. Более того, заметив в низу большую щель, мы, недолго думая, пролезли в алтарь и, лежа на полу, получили даршан, хотя было слегка страшновато быть обнаруженными пандами, которые стояли к нам спиной и были заняты сдерживанием рьяных и охваченных религиозным экстазом людей. Но, цель была достигнута, и ощущение соприкосновения с чем-то запредельно необъяснимым, не покидало нас и толкало на новые подвиги! К колеснице Баларамы подобраться не составило большого труда, но вот попасть на колесницу, а уж тем более, получить даршан, оказалось не реально.

    Вскоре должна была начаться церемония шествия богов в Гундича мандир, и тогда Рам предложил гениальную идею, последствия которой были неоднозначны, но мы, ни о чем не жалеем )). Он предложил забраться на высоченный монолитный забор, ограждавший большую территорию храма Гундича, и смотреть церемонию оттуда, тем более что так уже делал в прошлом году его друг Патри, и которому удалось снять оттуда всю церемонию на камеру.

 

Click to download in FLV format (38.28MB)

Фрагмент уникальной записи Патри даса, сделанной в 2002 году с ограждения Храма Гундича. На видео Господь Джаганнатх покидает колесницу и идет на территорию храма Гундича. 

Так мы и поступили, и немало удивились, увидев там уже много индусов, а также встретив знакомых ребят из Бомбея, но только там не было белых, ни одного(!). Оттуда открывался прекрасный вид на площадь, и всю церемонию можно было наблюдать во всех подробностях. Но, недолго мы радовались счастью. Вскоре пришли полицейские и согнали всех на внутреннюю территорию храмового комплекса, ну, и мы вместе со всеми оказались там. Около трех часов мы наблюдали как Божества, красиво раскачивая коронами в такт ходьбе, чинно проходили мимо нас в сопровождении севак-музыкантов, которые, пританцовывая, отбивали ритмы на цимбалах и гонгах. Все выглядело очень красиво, и было наполнено духом тысячелетней истории праздника. Свободно передвигаясь по храмовой территории, мы удивлялись, что никто не обращает на нас внимания. Мы очень были в курсе, что на территорию Храмов Гундича, Джаганнатхи и ряда храмов Бхубанешвара, иностранцам вход строго запрещен. Но, вскоре случилось то, что должно было случиться! Покупая Махапрасад Джаганнатхи в виде сладких лепешек и ища глазами Рама, я вдруг увидел, что все люди смотрят на нас - кто с удивлением, а кто с осуждением. Последним в Гундича, по традиции, заходил Джаганнатха, а вместе с ним и все основные Храмовые боссы, Дайитапати - потомки самых первых служителей Джаганнатхи, чиновники и полиция. Толпа сомкнулась вокруг нас плотным кольцом… От удивления и гнева у храмовых служителей налились кровью глаза, я видел, как один из них набрал в рот воздух, да так и замер, не совсем веря в то, что он видит перед собой. Мне вспомнились страшные истории избиения, чуть ли не до смерти, тех иностранцев, что пытались проникнуть в храм Джаганнатхи. И тут раздался невообразимый крик на ории… С исказившимися от ярости лицами, жестикулируя руками, панды кричали, и круг сжимался вокруг нас как петля на шее самоубийцы. И в этот момент, неожиданно, к нам прорвались полицейские и, оттеснив служителей культа, устроили нам не менее эмоциональный допрос: «Как вы попали в Храм? Вы не Хинду, и вам здесь находиться строго запрещено!» - кричали они. Но, Рам, будучи садху, одетый в шафран и прекрасно подкованный в философии бхакти и веданты, отвечал на чистом хинди, парируя обвинения: «Мы очень даже хинду, потому что мы строго следуем санатана дхарме и поклоняемся Джаганнатхе!». «Кто ваши родители? Кто ваш отец?» – надрывался полицейский чиновник. «А кто вообще хинду?» – пытался втянуть его в философскую дискуссию Рам, и т.д. и т.п. В конце концов, чиновник, не вынеся философских аргументов Рама, просто размахнулся и ударил его кулаком по лицу, а подойдя ко мне, попытался придушить меня моей же куртой, но силенок у парня явно не хватало. Проведя, таким образом, демонстрацию силы перед собравшейся огромной толпой, полицейский передал нас, только что подъехавшим, сотрудникам спецслужб по части иностранцев. Интеллигентные и одетые в гражданку в стиле гавайских мачо два сотрудника, непринужденно допросили нас, и отвезли домой. Там, проверив документы - паспорт и резидентал пермит, сказали покинуть Пури в течение 24 часов и, попрощавшись, уехали.

    Покидать Пури нам совсем не хотелось, и мы просто переехали по приглашению одного из наших друзей к нему в комнату в районе Сварга Двара и остались до конца фестиваля еще на две недели. Мы, конечно, не в претензии к полицейским и пандам за их к нам отношение, мы понимаем, что мы млеччхи и своим присутствием оскверняем храм и служителей храма, но, тем не менее, в данное время и уже давно, ведется диалог о том, чтобы пускать иностранцев – последователей индуизма в храмы Ориссы. Но этому, кроме ортодоксальной позиции некоторых служителей Храма Джаганнатхи, мешает еще и древнее предсказание о том, что Джаганнатха украдут люди из земель шабаров, предположительно русские ) ). Это одна из причин, почему нам все еще нельзя посещать храм Джаганнатхи.