Кумбха Мела в Аллахабаде 2001
Это была моя первая поездка в Индию. По прилету в Дели, мы поехали во Вриндаван, затем отправились в Варанаси, и уже оттуда наш путь лежал в Аллахабад. Центр всех событий – огромный палаточный лагерь, который раскинулся на многие километры вдоль сангама, слияния трех рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати, и место это известно с древних времен как Праяг, также считается Раджа Тиртхой, что означает "царь всех святых мест".
Отдельно можно упомянуть о поездке в поезде из Матхуры в Варанаси. Так получилось, что поехал я с попутчиками – русскоязычными монахами, с которыми познакомился во Вриндаване. Они тоже собирались на Кумбха Мелу в Аллахабад, давно путешествовали по Индии и были опытными экспертами в науке путешествий по Индии, не то, чтобы бюджетно, а, вообще не тратя денег )). И, так как я полностью доверил им свою душу и тело, мне пришлось разделять с ними все тяготы бесплатного существования в Индии. Все началось с поезда из Матхуры в Варанаси. В то время, все поезда по направлению к Аллахабаду были жутко переполнены. Создавалось впечатление, что вся Индия одновременно едет на Кумбха Мелу, и в действительности так оно и было. Применяя грубую физическую силу, мы кое-как втиснулись в вагон дженерал класса, где яблоку негде было упасть. Оглядевшись по сторонам, я увидел, что сесть куда-то нереально и понял, что, похоже, стоять придется всю ночь. В действительности, простояв до четырех утра, и пройдя все виды нервно-психических перегрузок, мое сознание просто впало в ступор и апатию, и нуждалось в перезагрузке. Началась переоценка ценностей, и в этот момент, я краем глаза заметил, что освободилось место от сумок на узкой багажной полке. Не теряя ни секунды, я забрался на этот металлический стеллаж и забылся сладким сном, это был Новый год, утро 1-го января 2001 года.
В Варанаси мы остановились в одном из ашрамов, где жили садху. Запомнилось, как я впервые поел прасад, приготовленный индийскими монахами. В тарелку из банановых листьев наложили кичри – жидкую гороховую кашу с овощами, я заметил там несколько зеленых стручков и, почему-то мне показалось, что это фасоль. Начав смело поглощать эту нехитрую похлебку, я почувствовал нестерпимый огонь во рту, на глаза навернулись слезы. Эти стручки оказались зеленым перцем чили, причем в таком количестве, что, наверное, можно было умереть, если все это съесть. И выплюнуть было нельзя, да и вообще, по традиции, нужно всегда доедать весь прасад в тарелке. В общем, было жестко, но я с этим справился, отдав все-таки эту кашу корове, которая съела ее вместе с тарелкой. Посетив с попутчиками все основные святые места Варанаси, мы, наконец-то, прибыли на Кумбха Мелу.
На гхате в Варанаси
Аллахабад встретил нас огромным количеством народа, который, казалось, хаотично перемещался по всем сторонам света. Добравшись, наконец, до самого места проведения фестиваля, я поразился масштабам этого невероятного мероприятия.
На берегу священной Ганги
Мои разум отказывался стандартно воспринимать происходящее, а нестандартно мыслить я еще не научился)). Однозначно можно было сказать, что мне здесь жутко нравится, а что именно, пока было непонятно. Атмосфера, люди, энергия вокруг, все это незримо обволакивало меня, и создавалось чувство теплоты и свободы, чувство, которое я прежде не испытывал, но было точно понятно, что это оно, то самое, ради чего я сюда приехал и ради чего здесь стоило остаться надолго, а может быть и навсегда. Мы поселились в одном из многочисленных ашрамов-кэмпов, которые занимали всю свободную площадь вдоль слияния рек на многие десятки квадратных километров. Каждая из многочисленных сампрадай, духовных школ, сект и прочих организованных и не очень представителей того, что на западе называют индуизмом, были представлены здесь в течение 40 дней.
Танцы паломников-вайшнавов из штата Манипур
Вся мистико-эзотерическая Индия собралась здесь, чтобы омыться в определенные дни, заработав себе сукрити для мукти или, хотя бы, для райских планет, а так же для того, чтобы представить людям свое учение, практику и философию посредством Гуру и прочих просветленных Махатм. В каждом лагере, кроме палаток-кемпов, для проживания гостей и садху ашрама, находился большой пандал для проведения лекций, спектаклей, исполнения киртанов и традиционных бхаджанов, а также для занятий йогой. Можно было целыми днями бродить из лагеря в лагерь, знакомясь с различными школами и традициями, встречаться и беседовать с просветленными Свами, наблюдать религиозные шествия, сопровождаемые традиционными киртанами, прославляющими Раму, Кришну и Шиву.
Харинама – шествие с пением мантр и танцами, представителей Вайшнавских сампрадай
Нага бабы, несомненно, были самыми колоритными представителями санатана дхармы на этом празднике жизни, со спутанными и завязанными на затылке в пучок волосами, голые и густо обмазанные пеплом с трезубцами и палицами, они производили шокирующее впечатление не только на западных туристов, но даже на некоторых местных жителей.Лагерь Нагов
Чего только стоил садху Махант Амар Бхарти из Джуны Акхары. Он поднял правую руку вверх во имя Господа Шивы в 1973 году и, с тех пор, ни разу не опускал ее. Было видно, как рука высохла за эти годы. Подвижничество и аскеза, ради обретения духовных заслуг и просветления - это суровая норма для традиционного уклада жизни индийских садху.
Садху Махант Амар Бхарти, поднял правую руку вверх во имя Господа Шивы (в центре)
На подходе к одному из понтонных мостов через Гангу, можно было увидеть человека, переодетого в Ханумана, который показывал всем свою залитую кровью руку, насквозь проткнутую большим ржавым тесаком – здесь, как говорится, без комментариев. Встречались также йоги, которые демонстрировали свои способности. Например, долго не дышать. Они закапывали свою голову в песок и лежали так на земле долгое время. Часто встречались заклинатели змей, которые за небольшой бакшиш готовы были повесить тебе на шею всех своих змей сразу и предлагали сфотать это безумие на твой же фотоаппарат.
Не секрет, что Наги и прочие садху-шиваиты, коих на Меле было большинство, большие любители курить чарас, который они употребляют как прасад от Господа Шивы.
Парад Садху, представители ордена Джуна Акхары.
В каждом шиваитском кемпе постоянно курились трубки мира и эти кемпы пользовались неизменной популярностью у хиппи и прочих духовных искателей с запада. После одной затяжки из большого чилума чистейшего кашмирского гашиша, в легкие врывалось огромное количество каннабиола, которое сносило в космос и растворяло на атомы непривыкших к таким дозам туристов.
В первые три дня, я буквально потерял все жизненные силы и не мог ходить, в основном я тупо лежал в палатке и общался с соседом из Австралии, пожилым путешественником, проведшим много лет в Индии, который тоже вынужден был лежать, т. к. болел малярией уже в семнадцатый раз. Каждую ночь мне снились невероятные цветные сны и, после пробуждения, я долго не мог понять, где я нахожусь. Постепенно силы вернулись ко мне, и я начал принимать активное участие в различных мероприятиях, которыми фестиваль был насыщен до предела. Было много интересных встреч и бесед с людьми из разных стран, которые рассказывали о своих путешествиях, местах, где они побывали, делились своим духовным опытом и пониманием жизни.
Шахи Снан - главный день омовения на Меле, букв. "царское омовение"
Совершив, как подобает, омовения в сангаме в главные дни Кумбха Мелы, настало время уезжать в заснеженную Россию.
После этой Кумбха Мелы я дважды посещал Магх Мелы, которые проходят в Праяге ежегодно зимой, в одно и то же время. Также, мне посчастливилось быть на Кумбха Меле в 2010г., которая проходила в Харидваре.
Цепи и рука товарища страхуют паломника в холодной и бурной Ганге
Хар ки паури Гхат, даже в обычное время омовение в этом месте дарует бесчисленные блага, что уж говорить об омовении в день праздника Махашиваратри во время Кумбх Мелы !!
Радхе Шьям Пури Баба из ордена Джуны Акхары. Несколько лет подряд я вижу его на том же месте под этим деревом на гхате.
Телевизионщики со всей страны и мира приехали освещать этот грандиозный праздник, на заднем плане площадка для теле и фотокамер, с нее самый лучший обзор Гхатов и можно было сделать потрясающие снимки, но вход туда разрешен только аккредитованным корресподентам СМИ ((
Первое Королевское омовение в день большого празника Махашиваратри, по традиции в воду дано право войти первыми Нага- садху – обнаженным «аскетам – войнам»
В 2013 году в Аллахабаде будет проходить очередная Кумбха Мела, которая пройдет с 14-го января по 25 февраля, и которую я также надеюсь посетить, и опять почувствовать тот неповторимый дух и колорит самого большого собрания на Земле!!