Ришикеш. Битлз ашрам и Тривени-гхат

  • Печать

В районе моста Рам Джула, на восточном берегу Ганги, в километре от Пармартх Никетана с южной стороны, располагается Ашрам Махариши Махеш Йоги – основателя программ трансцендентальной медитации (ТМ) и ТМ-Сидхи, создателя всемирного Движения Духовного Возрождения и Науки Созидающего Разума. В юности, будучи студентом университета Аллахабада, Махариши встречает своего Гуру - Брахмананду Сарасвати и, после окончания учебы, проводит с ним тринадцать лет в Гималаях, став его ближайшим учеником. В 1955 году он приезжает в Кералу и начинает давать лекции, раскрывая людям свой опыт медитации, полученный в Гималаях. Быстро получив признание публики, он выступает на различных фестивалях и конференциях, посвященных йоге и медитации, и вскоре начинает ездить по всему миру, представляя свой метод ТМ. В 1967 году он приглашает группу Битлз на свои программы и они принимают приглашение, а в следующем году, в середине февраля, Битлы приезжают в Индию в Ашрам Махариши, расположенный в джунглях в двух километрах от Ришикеша. Ашрам занимает большую территорию в 57 кв. км., поросшую джунглями, в непосредственной близости от Ганги. В те времена это был самый большой и комфортный ашрам для занятий йогой в предгорьях Гималаев. Домики для медитаций были оборудованы кондиционерами, водоснабжением и отоплением, а на территории функционировал банк, почта и вертолетная площадка. Таким образом, самая знаменитая группа всех времен и народов начала свое знакомство с ведической культурой и философией под руководством Махариши. Дольше всего времени в Ашраме провели Джордж и Джон – около двух месяцев, всего на десять дней хватило Ринго, после чего он покинул Ашрам вместе с женой, а Пол прожил здесь месяц. Возможно, Харрисон и Леннон остались бы здесь дольше, но история, рассказанная Алексисом Мардасом о, якобы, имевших место приставаниях Махариши к Миа Фарроу, взбудоражила Битлов и послужила причиной их поспешного отъезда из Ашрама. Как свидетельствует Дипак Чопра, ученик Махариши и друг Джорджа Харрисона, эта гнусная история не имеет под собой никаких оснований и выдумана от начала до конца. С его утверждением перекликаются интервью Битлов, переосмысливших ситуацию со временем, а Джодж Харрисон даже съездил к Махариши в его резиденцию в Голландию и принес свои извинения. Это время, проведенное группой в Индии в следовании садхане и медитациях в Ашраме, по их словам, духовно обогатило их, поменяв что-то в жизни каждого. В эти месяцы, они впервые за последние годы, подолгу воздерживались от употребления наркотиков и написали более тридцати песен, составившие основу знаменитого «Белого Альбома». С тех пор, это место получило второе название - Битлз ашрам. Земля Ашрама была арендована у государства, в 1984 году закончился срок аренды, продлить аренду не получилось и Ашрам законсервировали, передав земли в ведомство Национального парка Шахаджи. Махариши покинул это место и навсегда уехал на запад. В 2008 году, в голландском городе Влодроп, в возрасте более 90 лет, Махариши Махеш Йоги скончался, оставив после себя около пяти миллионов последователей по всему миру.

 

Интервью группы "Битлз", в которых они делятся впечатлениями о их прибывании в Ришикеше.
ПОЛ: "Думаю, к 1968 году все мы в духовном отношении выбились из сил. Мы успели побывать "знаменитыми "Битлз", и это было замечательно. Мы старались не воспринимать славу слишком серьезно, и это нам удалось - в наши планы не входило задирать нос и становиться самодовольными, - но, по-моему, все мы думали об одном и том же: "Да, быть богатым и знаменитым прекрасно - но ради чего?"
Мы старались узнать о самых разных вещах, и, поскольку Джордж увлекся индийской музыкой, у нас возникла масса вопросов: "Что хорошего в этой медитации? Обладают ли йоги даром левитации? Умеют ли они летать по-настоящему? Может ли заклинатель змей действительно вскарабкаться вверх по веревке?" Это было чистейшее любопытство, и после знакомства с Махариши и долгих размышлений о нем мы отправились в Ришикеш".


ДЖОРДЖ: Ришикеш - изумительное место, там Ганг течет со склонов Гималаев на равнину между горами и Дели. С Гималайских гор вниз несется бурный поток, через который нам пришлось перебираться по длинному подвесному мосту.
Ашрам Махариши располагался на холме, откуда открывался вид на городок и реку. Он состоял из маленького бунгало самого Махариши и множества наскоро построенных хижин для приезжих с Запада. Весь участок занимал восемь или десять акров. Там же была общая кухня, столы и скамьи под навесом, где мы завтракали все вместе. Поблизости находился еще один большой навес, под которым Махариши читал лекции.
В Индии невозможно носить западную одежду. Одно из лучших достоинств Индии - ее прохладные одеяния, мешковатые рубашки и штаны, похожие на пижамные. А еще они носят узкие брюки вроде дудочек.


РИНГО: "Это было здорово, мы много веселились и много занимались медитацией. Это было потрясающе. Мы жили в духовном месте, медитировали и посещали семинары Махариши".

 

 
ДЖОН: "Мы были по-настоящему оторваны от всего мира. У подножия Гималаев располагалось что-то вроде уединенного туристического лагеря. Жить в нем было все равно что в горах, хотя над Гангом поднимались только предгорья; бабуины крали еду, все ходили в балахонах и часами медитировали в своих хижинах. Вот уж поездка так поездка.
Я провел в своей комнате пять дней, занимаясь медитацией. Я написал сотни песен. Мне не спалось, у меня были галлюцинации, как у помешанного, я видел сны, в которых различал даже запахи. Я делал перерыв на несколько часов, а потом снова уносился вдаль на три или четыре часа. Это просто способ добиться желаемого, при этом можно совершать удивительные путешествия"
"Несмотря на все, чем мне полагалось там заниматься, я написал в Индии лучшие из своих песен. Это было отличное место. Приятное, безопасное, все постоянно улыбались. Уже ради песен стоило побывать там.


ДЖОРДЖ: "Кто-то пустил отвратительные слухи о Махариши, которые годами обсуждались в прессе. Рассказывают множество историй о том, как Махариши проявлял невоздержанность, но так утверждали те, кто ему завидовал. Чтобы во всем разобраться, понадобились бы психологи-аналитики. Не знаю, что было в головах этих людей, но вся эта чушь выдумана от начала и до конца. Наверное, даже в учебники истории вошел случай, когда Махариши "домогался Миа Фарроу", но это ерунда, полная ерунда. Поезжайте к Миа Фарроу и спросите у нее.
Эта история взбудоражила всех. Джон все равно собирался уезжать, и этот случай заставил его подумать: "Да, теперь у нас есть причина убраться отсюда". Мы пошли к Махариши, я сказал: "Послушайте, я уже объяснял вам, куда еду. Я собираюсь на юг Индии". Но он никак не мог смириться с тем, что мы уезжаем, и спросил: "А в чем дело?" Вот тогда-то Джон и выпалил что-то вроде: "Ну, вас же считают мистиком, вы должны знать"
Мы сели в машины, которые были там в этот момент, - съемочные группы постоянно приезжали снимать материалы из серии "Битлз" в Гималаях", - и на машинах одной из этих съемочных групп мы вернулись в Дели.
 Ехать пришлось несколько часов. Джон как раз начал писать песню, в которой были слова: "Махариши, что ты натворил?" А я сказал: "Нет, такие слова не годятся, это будет выглядеть смешно", - и придумал название "Sexy Sadie" ("Секси Сейди"), а Джон поменял "Махариши" на "Секси Сейди". Джон улетел в Англию к Йоко, а я отправился в Мадрас и на юг Индии, где провел еще несколько недель.

Наш отъезд не прошел незамеченным, газеты подняли шум. Как сказано в фильме "The Rutles", пресса подняла шум на пустом месте, да еще и не там, где было надо. В результате существует история, в которой утверждается то, чего не должно было быть, - но ничего ведь и не было".


ПОЛ: Джон написал "Sexy Sadie", чтобы обо всем забыть. Это был завуалированный рассказ о случившемся, но лично я не думаю, что Махариши приставал к кому-то из женщин. Он не из тех людей, которые способны на такое. С тех пор я не перестаю думать: "Как мог Махариши совершить такой поступок?" Это нелегко. Вряд ли что-нибудь такое случилось на самом деле. А вообще-то поездка в Ришикеш была приятным событием. Мне она понравилась".


ДЖОН: "Я не жалею о том, что занялся медитацией, я по-прежнему верю в нее и иногда занимаюсь ею. Ни о чем таком я не жалею, как не жалею о том, что употреблял наркотики - они помогли мне. Я никому их не навязываю, потому что это не мое дело. Но мне они были полезны, как и Индия. Я познакомился с Йоко незадолго до поездки в Индию, у меня было много времени, чтобы все обдумать. Три месяца я только медитировал и размышлял, а потом вернулся домой, влюбился в Йоко - этим все и кончилось. И это прекрасно.


    По поводу этого инцидента Синтия Леннон, жена Джона Леннона, посещавшая вместе с "Битлз" ашрам Махариши в Индии, писала в своих мемуарах ("A Twist of Lennon",1978): «Но то, что произошло перед самым отъездом, вывернуло мне всю душу. В ожидании такси мы сидели за обеденным столом и шёпотом переговаривались. Всех явно мучили угрызения совести. Махариши вышел из своего каменного шатра и расположился менее чем в ста ярдах от нашей взбудораженной диссидентской группы. К нам подошел один из его верных учеников и сказал, что Учитель приглашает всех нас спокойно поговорить обо всём. Он добавил, что Махариши очень расстроен, хочет всё уладить и убедить нас остаться. Я чуть не расплакалась. Это было так душераздирающе трогательно. Махариши, совсем один, сидел под маленьким навесом с соломенной крышей и был похож на библейского патриарха, одинокого в своей вере. У него отбирали силу, выдвигая бездоказательные обвинения, и, по-видимому, никто не желал откликнуться на его призыв к разуму и человечности. Ребята были непреклонны. Они уже приняли решение, сожгли за собой мосты, и теперь ничто не могло переубедить их. Они встали и цепочкой прошли мимо него, не сказав ни слова. Эта картина никогда не изгладится из моей памяти. Пусть это звучит мелодраматично, но в тот момент у меня было чёткое ощущение того, что здесь, в горах Индии, я вижу повторение библейской сцены: ученики отрекаются от Иисуса. Это не значит, что я приравниваю Махариши к Иисусу, но для меня это был ищущий человек, мечтавший о лучшем мире, и вот мы, группа людей, имеющих огромное влияние на молодёжь мира, может быть, разрушаем всё то добро, которое он сделал. Единственный человек, кроме "Битлз", к которому молодёжь прислушивалась, был теперь очернён и отныне отступал в тень". Актриса Миа Фэрроу в своей автобиографии этот инцидент также отрицает.

 

Вот уже 28 лет Ашрам Махариши заброшен и постепенно поглощается дикими джунглями, а вместо медитирующих адептов здесь часто можно встретить прыгающих по развалинам обезьян. 

 Центральный вход в ашрам закрыт. Здесь нужно звать охранника и проходить за небольшой бакшиш или, если охранник не хочет появляться, перелезать через забор ))

 Такие строения встречают нас на входе.

 Очень интересные маленькие домики для жителей ашрама, цилиндрообразный первый этаж представляет собой комнату со всеми удобствами и необходимой мебелью,а на крыше яйцеобразная келья для медитаций )

 Таких "яичек" здесь много )

 А вот уже более капитальные строения гостиничного типа.

 Под ними, на цокольном этаже, находятся маленькие кельи, также предназначенные для медитаций и единения с собой

И даже на их крышах не обошлось без "яичек", условия для медитации – прежде всего.

 Вид на город Ришикеш и Гангу с крыши Ашрама.

 Попасть внутрь "яйца" можно только сверху, забравшись на него по лестнице, а затем спуститься внутрь через узкий лаз по точно такой же лестнице. Конусообразная форма домика способствует усилению звуковой вибрации, и если внутри произносить звук "Ом" или другие мантры, то кажется, что все "яйцо" вибрирует и ты вместе с ним )

 Прекрасные пауки живут на деревьях в Битлз Ашраме. Прогуливаясь по его территории между кустарниками и деревьями, то и дело, попадаешь лицом в паутину, потом приходится долго соскребать ее с волос вместе с бедным паучком. В общем, надо быть внимательным )

 Две подружки )

 На Тривени Гхате можно увидеть красивую скульптуру Парвати и Шивы с Гангой в волосах.

 Тривени гхат.

 Традиционная ежедневная пуджа матери Ганге на Тривени гхате начинается в сумерках, около шести часов вечера.

 Пуджа в самом разгаре.

 Вечерний Лакшман Джула.